С 1 марта в России вступили в силу новые правила прохождения техосмотра, которые были созданы для того, чтобы лишить водителей возможности покупать по «серым» схемам диагностические карты, необходимые для оформления ОСАГО. Однако несколько дней назад премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что нововведения переносятся на 1 октября. Разбираемся, что происходит и к чему нужно готовиться водителям.

Что происходит
— Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки, — заявил Мишустин на заседании правительства. — Например, неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это, конечно, несёт определённые риски, в том числе и для здоровья людей.
В речи премьера прямо указано, что есть вероятность образования очередей на пункты техосмотра из-за неравномерного распределения нагрузки. При этом Госавтоинспекция ещё неделю назад признала факт недостаточной пропускной способности операторов и их общую нехватку сразу в 15 регионах. Многочисленные эксперты тоже чётко дали понять, что реформа вызовет коллапс с отложенным эффектом. То есть он начнётся не в марте, если бы реформа заработала в полную силу сразу, а где-то к середине лета.
По словам Юрия Пархоменко, гендиректора одной из испытательных лабораторий, прямо сейчас пунктов ТО и их пропускной способности не хватит на весь транспорт.
— Мы считали, что их не хватит даже на автобусы, — говорит Пархоменко. — Автобусы не смогут пройти ТО, в очереди станут грузовики, что уж говорить о легковых машинах частных лиц. Автомобилисты могут поездить на каршеринге. А автобусам за непройденный ТО запретят эксплуатацию. При их нехватке на маршрутах это и вовсе подорвёт общественный транспорт. Я вообще считаю, что прохождение техосмотра для легковых машин физлиц надо отменить.
Коллапс из-за нехватки пунктов предсказывали и страховщики. Они опасались, что это больно ударит и по их бизнесу. Нет техосмотра — нет возможности продать полис ОСАГО, потому что система просто не позволит выписать полис без диагностической карты. Поэтому представители страхового бизнеса предлагали вообще… отвязать техосмотр от «автогражданки».
Естественно, никто уже принятые документы за несколько дней до вступления их в силу отменять и не собирался. Поэтому, как стало известно «Коммерсанту» сразу после выступления главы кабмина, перенос сроков будет реализован с помощью продления диагностических карт, которые заканчивались в срок с 1 марта по 30 сентября. А также разрешением отложить прохождение ТО машинам, которые должны были сделать это впервые — например, легковушкам, которым исполнилось четыре года.
Для этого внесут изменения в 440-е постановление правительства от 3 апреля 2020 года «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». Этот документ был принят в связи с пандемией — для того, чтобы компаниям, чья деятельность подвергалась лицензированию, можно было не продлевать разрешающие работать бумаги в условиях изоляции и ограничений.
Проще говоря, тем, у кого после 1 марта закончится диагностическая карта, можно не делать новую вплоть до 1 октября. Однако пункты техосмотра в первый день весны уже будут работать по-новому и свежий документ взамен истёкшего, но ещё действующего по разрешению властей, после прохождения ТО получить можно. При этом пока неясно, как решится вопрос с нехваткой пунктов проведения техосмотра и возможным образованием очередей с 1 октября.
Поэтому в субботу, 27 февраля, правительство опубликовало документ, вносящий изменения в 440-е постановление и продлевающий действие диагностических карт до 1 октября 2021 года.
Что же такого в новых правилах техосмотра
Диагностические карты теперь оформляют непосредственно в информационной системе ЕАИСТО. По желанию автовладельца карту могут распечатать на бумаге — такой вариант пригодится тем, кто выезжает на машине за границу. Страховщики же смогут проверять допуск к эксплуатации автомобиля через ЕАИСТО.
На пункте ТО перед началом диагностики сделают фотографию автомобиля спереди с указанием координат места и времени съёмки. Снимок также внесут в ЕАИСТО. Без него нельзя будет начать оформление диагностической карты.
По окончании процедуры сфотографируют автомобиль сзади, тоже с координатами и временем. Этот снимок тоже будет внесён в ЕАИСТО — без него закончить оформление диагностической карты не выйдет.
Фотография автомобиля должна послужить доказательством того, что он действительно проходил техосмотр. Координаты подтвердят, что эти фотографии сделаны именно на пункте техосмотра, а время съёмки покажет, какова была продолжительность осмотра. Для легкового автомобиля она должна быть не меньше 30 минут.
Именно таким способом власти планируют добиться того, чтобы диагностические карты не «покупали», а проходили ТО честно, предъявляя автомобиль на диагностику.
Контроль за работой операторов ТО отдали ГИБДД. Отслеживание работы предполагает два сценария. Первый — без непосредственного взаимодействия с операторами. То есть сотрудники ГИБДД будут внимательно изучать сайты операторов, чтобы те открыто не торговали диагностическими картами. Кроме того, они приблизят маршруты патрулирования к пунктам, чтобы знать, как часто машины проходят ТО. Также сотрудники ГИБДД присмотрят за ЕАИСТО на предмет неправильно внесённых данных об автомобиле либо превышения пропускной способности.
Да-да, теперь будет считаться и пропускная способность пунктов ТО. И, согласно приказу Минтранса, более чем на пять процентов превысить её нельзя. Ограничение прописано непосредственно в ЕАИСТО. Если заявлена пропускная способность в 100 автомобилей, то оформить 106-ю диагностическую карту система не позволит.
Вторая ступень – это контроль при прямом взаимодействии с оператором. Если на первой ступени были выявлены нарушения, то назначается внеочередная проверка. Она может включать в себя даже контрольную закупку диагностической карты!
В рамках реформы вводится и аннулирование диагностических карт. Но только при условии наличия доказательств, что карта была оформлена на автомобиль, который не прошёл диагностики. При этом, если диагностическая карта аннулирована, страховщик не может разорвать договор ОСАГО — законом такое не предусмотрено. Но у страховщика, который возместил ущерб за виновника аварии, появляется возможность выставить ему регресс. Особенно, если ДТП произошло по вине не прошедшего ТО автомобиля.
Штраф за непройденный техосмотр составит две тысячи рублей. Не прошедшие ТО автомобили планируется выявлять с помощью дорожных камер. При этом сколько бы раз за сутки такой автомобиль ни проехал под камерами, штраф он получит один (в день). На следующие сутки — второй и так далее.
Правда, отладить систему пока не удалось. Не удалось пока и научить комплексы выявлять водителей без полисов ОСАГО.
О переносе сроков для автобусов Михаил Мишустин ничего не говорил. Скорее всего, с 1 марта сотрудники ГИБДД начнут участвовать в проведении техосмотра таких транспортных средств.
И владельцам автобусов стоит помнить, что перед проведением техосмотра нужно подать заявку оператору. Причём не менее чем за пять дней до желаемой даты. После этого оператор согласует эту дату с ГИБДД, включит владельца автобуса в план и назначит время.
Проверять автобус будет эксперт-техник оператора. Но сотрудник ГИБДД проконтролирует его работу, а также сверит данные автобуса с документами и реестром транспортных средств. Если всё соответствует, то именно сотрудник ГИБДД подпишет диагностическую карту, разрешив эксплуатацию автобуса своей усиленной квалифицированной электронной подписью.
Спасибо, ваш сайт очень полезный!