7.1 C
Нью-Йорк
Воскресенье, 5 декабря, 2021

Buy now

spot_img

В России разрешили не проходить техосмотр: почему и что будет дальше

С 1 марта в России вступили в силу новые правила прохождения техосмотра, которые были созданы для того, чтобы лишить водителей возмож­ности покупать по «серым» схемам диагно­стические карты, необходимые для оформления ОСАГО. Однако несколько дней назад премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что ново­введения переносятся на 1 октября. Разбираемся, что происходит и к чему нужно готовиться водителям.

Что происходит

— Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки, — заявил Мишустин на заседании правительства. — Например, неравномерное распре­деление нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это, конечно, несёт опреде­лённые риски, в том числе и для здоровья людей.

В речи премьера прямо указано, что есть вероятность образования очередей на пункты техосмотра из-за неравно­мерного распреде­ления нагрузки. При этом Госавто­инспекция ещё неделю назад признала факт недостаточной пропускной способ­ности операторов и их общую нехватку сразу в 15 регионах. Много­численные эксперты тоже чётко дали понять, что реформа вызовет коллапс с отложенным эффектом. То есть он начнётся не в марте, если бы реформа заработала в полную силу сразу, а где-то к середине лета.

По словам Юрия Пархоменко, гендиректора одной из испытатель­ных лабораторий, прямо сейчас пунктов ТО и их пропускной способ­ности не хватит на весь транспорт.

— Мы считали, что их не хватит даже на автобусы, — говорит Пархоменко. — Автобусы не смогут пройти ТО, в очереди станут грузовики, что уж говорить о легковых машинах частных лиц. Автомо­билисты могут поездить на каршеринге. А автобусам за непройденный ТО запретят эксплуатацию. При их нехватке на маршрутах это и вовсе подорвёт общественный транспорт. Я вообще считаю, что прохождение техосмотра для легковых машин физлиц надо отменить.

Коллапс из-за нехватки пунктов пред­сказывали и страховщики. Они опасались, что это больно ударит и по их бизнесу. Нет техосмотра — нет возмож­ности продать полис ОСАГО, потому что система просто не позволит выписать полис без диагно­стической карты. Поэтому пред­ставители страхового бизнеса предлагали вообще… отвязать техосмотр от «автогражданки».

Что предлагает правительство

Естественно, никто уже принятые документы за несколько дней до вступления их в силу отменять и не собирался. Поэтому, как стало известно «Коммерсанту» сразу после выступления главы кабмина, перенос сроков будет реализован с помощью продления диагно­стических карт, которые заканчи­вались в срок с 1 марта по 30 сентября. А также разреше­нием отложить прохождение ТО машинам, которые должны были сделать это впервые — например, легковушкам, которым исполнилось четыре года.

Для этого внесут изменения в 440-е постанов­ление правитель­ства от 3 апреля 2020 года «О продлении действия разрешений и иных особен­ностях в отношении разреши­тельной деятель­ности в 2020 году». Этот документ был принят в связи с пандемией — для того, чтобы компаниям, чья деятель­ность подвергалась лицензиро­ванию, можно было не продлевать разрешающие работать бумаги в условиях изоляции и ограничений.

Проще говоря, тем, у кого после 1 марта закончится диагно­стическая карта, можно не делать новую вплоть до 1 октября. Однако пункты техосмотра в первый день весны уже будут работать по-новому и свежий документ взамен истёкшего, но ещё действующего по разрешению властей, после прохождения ТО получить можно. При этом пока неясно, как решится вопрос с нехваткой пунктов проведения техосмотра и возможным образованием очередей с 1 октября.

Поэтому в субботу, 27 февраля, правительство опубликовало документ, вносящий изменения в 440-е постановление и продлевающий действие диагно­стических карт до 1 октября 2021 года.

Что же такого в новых правилах техосмотра

Диагностические карты теперь оформляют непосред­ственно в информаци­онной системе ЕАИСТО. По желанию авто­владельца карту могут распечатать на бумаге — такой вариант пригодится тем, кто выезжает на машине за границу. Страховщики же смогут проверять допуск к эксплуатации автомобиля через ЕАИСТО.

На пункте ТО перед началом диагностики сделают фото­графию автомобиля спереди с указанием координат места и времени съёмки. Снимок также внесут в ЕАИСТО. Без него нельзя будет начать оформление диагно­стической карты.

По окончании процедуры сфотографируют авто­мобиль сзади, тоже с коорди­натами и временем. Этот снимок тоже будет внесён в ЕАИСТО — без него закончить оформление диагно­стической карты не выйдет.

Фотография автомобиля должна послужить доказатель­ством того, что он действи­тельно проходил техосмотр. Координаты подтвердят, что эти фото­графии сделаны именно на пункте техосмотра, а время съёмки покажет, какова была продолжитель­ность осмотра. Для легкового авто­мобиля она должна быть не меньше 30 минут.

Именно таким способом власти планируют добиться того, чтобы диагно­стические карты не «покупали», а проходили ТО честно, предъявляя автомобиль на диагностику.

Контроль за работой операторов ТО отдали ГИБДД. Отслежи­вание работы предполагает два сценария. Первый — без непосред­ственного взаимо­действия с операторами. То есть сотрудники ГИБДД будут внимательно изучать сайты операторов, чтобы те открыто не торговали диагно­стиче­скими картами. Кроме того, они приблизят маршруты патрулиро­вания к пунктам, чтобы знать, как часто машины проходят ТО. Также сотрудники ГИБДД присмотрят за ЕАИСТО на предмет неправильно внесённых данных об автомобиле либо превышения пропускной способности.

Да-да, теперь будет считаться и пропускная способность пунктов ТО. И, согласно приказу Минтранса, более чем на пять процентов превысить её нельзя. Ограни­чение прописано непосред­ственно в ЕАИСТО. Если заявлена пропускная способ­ность в 100 автомобилей, то оформить 106-ю диагно­стическую карту система не позволит.

Вторая ступень – это контроль при прямом взаимодействии с оператором. Если на первой ступени были выявлены нарушения, то назначается внеочередная проверка. Она может включать в себя даже контроль­ную закупку диагно­стической карты!

В рамках реформы вводится и аннулирование диагно­стических карт. Но только при условии наличия доказа­тельств, что карта была оформлена на авто­мобиль, который не прошёл диагностики. При этом, если диагно­стическая карта аннулирована, страховщик не может разорвать договор ОСАГО — законом такое не преду­смотрено. Но у страховщика, который возместил ущерб за виновника аварии, появляется возмож­ность выставить ему регресс. Особенно, если ДТП произошло по вине не прошедшего ТО автомобиля.

Штраф за непройденный техосмотр составит две тысячи рублей. Не прошедшие ТО автомобили планируется выявлять с помощью дорожных камер. При этом сколько бы раз за сутки такой автомобиль ни проехал под камерами, штраф он получит один (в день). На следующие сутки — второй и так далее.

Правда, отладить систему пока не удалось. Не удалось пока и научить комплексы выявлять водителей без полисов ОСАГО.

ГИБДД должны лично присутствовать при проверке автобусов. Это новшество тоже перенесли?

О переносе сроков для автобусов Михаил Мишустин ничего не говорил. Скорее всего, с 1 марта сотрудники ГИБДД начнут участвовать в проведении техосмотра таких транс­портных средств.

И владельцам автобусов стоит помнить, что перед проведением техосмотра нужно подать заявку оператору. Причём не менее чем за пять дней до желаемой даты. После этого оператор согласует эту дату с ГИБДД, включит владельца автобуса в план и назначит время.

Проверять автобус будет эксперт-техник оператора. Но сотрудник ГИБДД проконтроли­рует его работу, а также сверит данные автобуса с документами и реестром транспортных средств. Если всё соответ­ствует, то именно сотрудник ГИБДД подпишет диагно­стическую карту, разрешив эксплуатацию автобуса своей усиленной квалифи­цированной электронной подписью.

Related Articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Stay Connected

22,036ФанатыМне нравится
3,042ЧитателиЧитать
0ПодписчикиПодписаться
- Advertisement -spot_img

Latest Articles